Главная » Статьи » Мои статьи |
РОДИТЕЛЯМ О ШКОЛЬНОМ ЛОГОПЕДЕ Большинство из нас при упоминании логопеда сразу вспоминают известный эпизод из фильма, где в наглядной и доступной форме нам объясняют, кто это и чем же он занимается. Однако когда речь заходит о школьном логопеде, становится не понятно, зачем требуется специалист еще и школьникам. Поэтому здесь и сейчас мы хотим ответить на все Ваши вопросы. Первое и самое главное – почему именно моего ребенка зачислили в логопедическую группу? Ведь он произносит все звуки! Ответ очень прост. Состояние звукопроизношения является самым заметным нарушением, поэтому родители сразу обращают на него внимание. Однако не стоит забывать о таких важнейших составляющих речи как различение звуков на слух, состояние словаря ребенка, правильное оформление фразы и самое главное для школьника – наличие развитой связной речи. Давайте подробнее остановимся на каждом из этих разделов. Различение звуков на слух (фонематическое восприятие). Этот компонент речи очень тесно связан со звукопроизношением. В русском языке есть группы звуков, сходных по звучанию: с – ш – ж – ц, ть – ч - щ – ц, щ – с – сь. Ребенок может правильно произносить все звуки речи, при этом он может не различать их на слух. Звуки смешиваются, нарушается смысл услышанного слова, как например, в случаях «коза – коса», «крыша – крыса», «бочка – почка». Все это впоследствии будет отражаться на письме. Поэтому стоит уделять должное внимание не только звукопроизношению, но и работе над различением звуков на слух. Словарь ребенка или состояние лексической стороны речи. Словарь – это тот арсенал слов, которым ребенок пользуется день за днем для передачи своих собственных мыслей. Чем больше этих слов и связей между ними, тем богаче и разнообразнее его собственная речь и легче происходит усвоение правил русской орфографии. Правильное оформление фразы (грамматический строй речи). Всем прекрасно известно, что набор отдельных слов еще не показатель высокого уровня развития речи. - Так что же нужно, чтобы люди смогли свободно общаться и обмениваться мыслями? –Фраза. Именно во фразе оформляется весь набор слов. Вспомните, как Вы учили на уроках русского языка род, число и падежи. Так вот, прежде чем освоить их на письме, мы усваиваем их в устной речи. Благодаря этим терминам мы обязаны правильному и красивому оформлению фразы, ее согласованности. С 4 - 5 лет у ребенка начинается период «словотворчества». Малыш начинает придумывать слова. Таким образом, он учится образовывать новые модели слов при помощи суффиксов и приставок. Правильное образование новых слов также является важной составляющей на пути успешного освоения русского языка в школе. Отсутствие «чувства языка» вызывает трудности при разборе слова по составу и выделения частей слова. Связная речь. А теперь напрашивается вопрос, если ребенок имеет большой набор слов и может правильно строить фразу и передавать свои мысли, зачем же ему развивать связную речь? При ответе на этот вопрос давайте снова вспомним русский язык и его раздел «Стилистика». Всем давно известно, что есть 5 стилей речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный и разговорный. Если первыми 4 стилями мы пользуемся исключительно в редких случаях, то разговорный стиль нами освоен в совершенстве. Так, в свою очередь и ребенок при общении пользуется этим стилем. И ошибки в его фразовой речи не встречаются. Здесь не случайно упоминается фразовая, а не связная речь, потому что чаще всего разговорный стиль речи подразумевает скорее диалог и вопросно-ответную форму общения, чем монолог. Когда же ребенок встречается в школе с такими видами деятельности как пересказ, составление рассказа по картине, творческий рассказ, изложение и в дальнейшем сочинение, трудности в передаче собственных мыслей становятся очевидными. Развивая связную речь, мы учим ребенка последовательно излагать свои мысли, выделять из них главные и второстепенные, устанавливать причинно-следственные связи. Именно всем этим и занимается школьный логопед. Он восполняет пробелы в устной речи ребенка, тем самым предупреждая появления ошибок на письме, и исправляет уже сложившиеся трудности в усвоении письменной речи. Автор статьи: учитель-логопед ГОУ СОШ №2001 Дорошина Юлия Михайловна | |
Категория: Мои статьи | Добавил: logohelp (28.09.2011) | |
Просмотров: 663 |
Всего комментариев: 0 | |