Главная » Статьи » Мои статьи |
Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма.
Развитие мелкой моторики с целью предупреждения неправильных начальных навыков письма. Основная цель данной работы заключается в том, чтобы помочь родителям правильно подготовить мелкую моторику рук ребенка с целью наиболее эффективного овладения первоначальными навыками письма. Как известно ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение. Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная "пятерка". Задача родителей - помочь своему малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы. К пяти годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. • плетеные коврики из бумажных разноцветных полос Для этого нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезами основной части коврика. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. • Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: • симметричное вырезание • аппликация • вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были достаточно острыми, не заминали края бумаги и с тупыми закругленными концами). Очень полезно для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдайте предпочтение простым или цветным карандашам. Не забудьте про "пальчиковые" игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи и творческого воображения. У малышей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые" игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Вспомните "Сорока, сорока, кашу варила..." или "Пальчик-мальчик, где ты был?". Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения, как • "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на левой руке, а затем одновременно на двух руках. • "Человечек" - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу. • "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. • упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале медленно, а потом все быстрее и быстрее. • Изобразить пальчиками зайчика, лисичку, собаку. Но кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Игра "Я самый меткий" Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать). Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен. Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель. Попади мячом в баскетбольную корзину. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой). Найди выход из пещеры. Проследи путь бабочки. Задания вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие. Игра "Узнай, кто я" Ребенку предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку". Таким образом по точкам можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки (так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку). Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. На листе бумаги нарисуйте постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. По ходу выполнения задания обратите внимание на следующее: • какой рукой малыш рисует (правой или левой); • как он работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком взглянув на образец, рисует по памяти; • быстро или медленно проводит линии; • отвлекается ли во время работы; • высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования; • сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить. Игра "Буратино учится" Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. • Буратино начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание. • Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская ошибок. В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а малыш должен точно повторить ваш рисунок. Старайтесь требовать от ребенка правильности выполнения поставленных задач и аккуратности в работе. Дети пяти-шести лет уже вполне способны контролировать свои действия. Список используемой литературы: 1. Журнал "Няня", 1998 год № 6 Статья «Писать красиво нелегко!», http://www.nanya.ru/opit/7721 2. В.Н. Кузьмина, «Подготовка руки ребенка к письму», http://edu.rin.ru/html/924.html 3. http://grani.asu.ru/Predlizey/Podgotovka.htm 4. «Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника», http://adalin.mospsy.ru/l_01_09.shtml 5. Журнал «Я-Мама», 2003, 1 (2) февраль- март, «Растем и развиваемся», http://www.ymama.ru/articles/74?try=1 | |
Категория: Мои статьи | Добавил: logohelp (25.02.2009) | |
Просмотров: 1098 |
Всего комментариев: 0 | |