Категории каталога

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

WoWeb.ru - портал для веб-мастера Giveaway of the Day
Главная » Статьи » Мои статьи

Упражнения на звукопроизношение, фонематическое восприятие, фонологический анализ и синтез и т. д.
Упражнения на звукопроизношение.

Название: «Жуки»
Источник: В. Селиверстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994.
Цель: автоматизация звука Ж в связном тексте.
Оборудование: стулья.
Ход игры: дети (жуки) сидят в своих домиках (на стульях) и говорят: 
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж – Ж – Ж – Ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: жжжж.… По сигналу «дождь» жуки летят в домики (стулья).

Название: «Лиса»
Источник: В. Селиверстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994.
Цель: автоматизация звуков С, С’ в тексте.
Оборудование: жгут.
Ход игры: ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась – 
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела – 
Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает, становится лисой.

Название: «Мяч»
Источник: В. Селиверстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994.
Цель: дифференциация звуков Ц – Ч в тексте.
Оборудование: мяч.
Ход игры: дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону и говорят:
Целый день я лечу,
Целый день я скачу,
Больше прыгать не могу, 
Ах, сейчас я упаду!
На последнем слове мяч ударяется об пол.

Название: «Самолеты»
Источник: В. Селиверстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994.
Цель: постановка и автоматизация звука Р.
Оборудование: гирлянда с флажками, три флажка – красный, синий, зеленый.
Ход игры: на одной стороне комнаты стоят стульчики. Впереди натянута гирлянда с флажками и устроена арка. Это аэродром. Летчики сидят на стульчиках, ожидая приказа. «Летчики к полету готовы?» - спрашивает педагог. Ребята отвечают: «Готовы!» - «Заводите моторы!» - говорит педагог. Д-д-д-дрр-ррррр, - подражают дети звуку мотора и , вертя правой рукой, будто заводят мотор, летают по комнате. «Летчики, летите назад!» - зовет педагог. Постепенно замедляя бег и умолкая, все возвращаются на аэродром и садятся на стульчики.

Упражнения на фонематическое восприятие.

Название: «Звуки поменялись местами»
Источник: Е. В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» М., «Ювента», 2007.
Цель: учить дифференцировать похожие слова на слух.
Оборудование: картинки с изображением Жучки, барана.
Ход игры: логопед говорит, что Незнайка сочинил стихи, а художник нарисовал картинки к ним. Педагог читает стихи и просит найти ошибки в стихах и рисунках.
Жучка будку (булку) не доела – 
Неохота, надоело.

На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).

Название: «Поймай-ка»
Источник: Е. В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» М., «Ювента», 2007.
Цель: учить детей выделять на слух заданный звук из ряда слов, развитие слухового внимания.
Оборудование: слова для работы – жаба, лыжи, жук, слон, ежик, жеребенок, флажок, собака, кружок, ножи, желуди, листья, пожарник, ножницы, мороженое, слива.
Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, если в слове, названном логопедом, они услышат звук Ж.

Название: «Как звучат слова»
Источник: Е. В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет» М., «Ювента», 2007.
Цель: учить детей выделять из потока слов пары слов-паронимов.
Оборудование: слова для работы – мышка – миска, рак – лак, лошадь – корова, шапки – лапки, стол – шкаф, дом – ком, миска – киска.
Ход игры: логопед называет слова и просит детей сказать, как они звучат – похоже или непохоже.

Название: «Красный – белый»
Источник: В. Селиверстов «Речевые игры с детьми», М., «Владос», 1994.
Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: по два кружка на каждого ребенка – красный, белый.
Ход игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают белый кружок.

Упражнения на фонологический анализ и синтез.

Название: «Разгадай ребус»
Источник: Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
Цель: выделение первых звуков из ряда слов и соединение их (синтез) в одно слово.
Оборудование: картинка, где изображены соответствующие слова.
Ход игры: Из названий изображенных предметов (слива, утка, муха, карандаш, астра) выделить первый звук. Назвать полученное слово (сумка).

Название: «Найди место»
Источник: Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
Цель: выделение последовательно звуков в слове и соотнесение количества звуков с определенными цифрами (3, 4, 5).
Оборудование: предметные картинки с изображением дома, забора, рамы, крыши, куклы, волка, лисы, мака, сыра, косы.
Ход игры: Детям предлагается разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.


Название: «Какой одинаковый звук»
Источник: Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004. - с. 112-129
Цель: выделение одинаковых звуков из различных пар слов, соединение полученных звуков (синтез) в одно слово.
Оборудование: предметные картинки, на которых изображены: луна-стол, кино-игла, лампа-мышь, окна-дом, нос-Анна.
Ход игры: Дети должны назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слово, которое получится из выделенных звуков:
 Луна-стол л 
 Кино-игла и
 Лампа-мышь м
 Окна-дом о
  Нос-Анна н

Упражнения на слоговую структуру слова.
Название: «Узнай, кто это?»
 Источник: Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
 Цель: 
1.Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами.
2.Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки.
3.Развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:
Мама купает Вову.
Папа играет с сыном.
Дядя идет домой.
Во дворе стоит баба из снега.
Няня гуляет с детьми.
А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:
Логопед: Ребенок:
Кто купает Вову? Мама.
Кто играет с сыном? Папа.
Кто стоит во дворе? Баба.
Кто гуляет с детьми? Няня.
Кто идет домой? Дядя.


Название: «Конец слова за тобой».
Источник: Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
Цель:
1.Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2.Упражнять в простейшем слоговом синтезе.
3.Активизировать и расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: 
Но нота ба баня
Ва вата ня няня
Да дата ды дыня
Ха ТА хата То НЯ Тоня
Мя мята А Аня
Би бита Ва Ваня
Фа фата Та Таня 
Ка Катя и иди
Пе ТЯ Петя бу ДИ буди
Ви Витя ве веди
Ми Митя хо ходи

Название: «Закончи предложение».
Источник: Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2.Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.
Ход игрового упражнения.
1. Образование глаголов по демонстрации действия.
Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Воду в чашку… налили.
Воду из чашки… вылили.
Цветы водой… полили.
2. Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.
Логопед: Ребенок:
Дети воду в лейку (что сделали?) налили.
Мальчики водой цветы (что сделали?) полили.
Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?) вылили.
Зимой ребята водой каток (что сделали?) залили.
(Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).


Название: «Хитрые слова».
Источник: Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
Цель:
1.Продолжать учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при употреблении несклоняемых имен существительных.
2.Развивать слуховое внимание и логическое мышление.
3.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: эскимо, кенгуру.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку отгадать загадки.
***
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? Эскимо.
***
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.
Вы полюбуйтесь на игру
Двух забавных … Кенгуру. 
Логопед показывает картинки с изображением эскимо и кенгуру. Затем предлагает ребенку закончить предложения словом, подходящим по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Шоколадное мороженое на палочке называется … эскимо.
В зоопарке живут пять… кенгуру. 
У Вани остался кусочек … эскимо.
Все дети любят … эскимо.
Большая сумка на животе у … кенгуру.
Дети хотели подойти поближе к …. кенгуру.
Друзья пошли в киоск за … эскимо.
Мама читала дочке книгу о … кенгуру. 
Малыши купили две пачки … эскимо.

Название: «Бабушкино угощение».
Источник: Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
Цель:
1.Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2.Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед рассказывает, что в гости к бабушке приехал внук. Для него она приготовила угощение. Затем логопед показывает картинки, называя предметы, изображенные на них, и просит ребенка ответить на вопрос: «Чем бабушка угощала внука?».
Логопед: Ребенок:
Бублик Бубликом.
Баранка Баранкой.
Пирожное Пирожным.
Конфета Конфетой.
Печенье Печеньем.
Персик Персиком.
Котлета Котлетой.

Упражнения на просодику.
Название: «Повтори за мной»
Источник: Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973
Цель: учить говорить громко, постепенно изменяя силу голоса.
Ход игры: Просим детей удлиненно произносить звуки при средней громкости голоса: 
У ____ У ____ 
о ____ о ____
 а ____ а ____ 
и ____ и ____ 
э ____э ____ 
в ____ в ____
3 ______3 ______ 
ж ____ж ____ 
Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней) ау ____ ув ____ ав ____ 
 аи ____ ус ____ ас ____ 
 ои ____ уш ____ аш ____  
уи ____ ов ____ ив ____  
уа ____ос ____ис ____ 
 оу____ ош ___ иш ___
ауи ____уву ____увуз ____ 
оуи ____ узу ____ увуж ____ 
эуи ____ ужу ____ овуз ____ 
оуа ____ уво ____ увож ____ 
уиа ____ува ____узув ____ 
эуа ____уза ____ожув ____ 
эуи ____ узо ____ ужив ____ 
уиа ____ ужа ____ ивиз ____ 
уиэ ____ужо ____
уэа ____ ужи ____


Название: «Споем песенку»
Источник: Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973
Цель: учить усилять и ослаблять голос без паузы на одном выдохе.
Ход игры: просим детей произнести звуки на одном выдохе усиляя и затем ослабляя голос: берем звуки У, З, слоги АЗА, УЖУ.

Название: «Чтение скороговорки Е. Благининой «Простокваша»
Источник: Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973
Цель: тренировать гибкость, диапазон голоса, четкое произнесение согласных П, Т, К.
Ход игры: просим детей прочитать скороговорку с:
Простокваши дали Клаше – средний регистр
Недовольна Клаша:

-Не хочу я простокваши, повышение голоса с последующим понижением
Дайте лучше каши.

Дали вместо простокваши средний регистр
Нашей Клаше каши.

-Не хочу я просто каши, повышение голоса 
Так – без простокваши.

Дали вместе с простоквашей средний регистр 
Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу повышение голоса 
Вместе с простоквашей.

А поела – встала, средний регистр 
Спасибо сказала.


Название: «С. Есенина «Белая береза»
Источник: Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М: Просвещение, 1973
Цель: развивать тонкие модуляции голоса при смене его регистров и изменение интонации – от минорной к мажорной.
Ход игры: просим детей прочитать стихотворение соблюдая условия, указанные в стихотворении. 
 

Упражнения на лексику и грамматику.

Название: «У кого что?»
Источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Цель. Закрепление умения употреблять существительное единственного и множественного числа.
Оборудование. Карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Логопед раздает карточки детям и предлагает выполнить следующие задания:
1.Рассмотреть картинки. Ответить на вопрос у кого что?
Образец: У меня елка. У меня елки. У меня гриб. У меня
грибы.
2. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов.
Образец: Шар — шары.
Стол — ..., гриб — ..., лимон — ..., сад — ..., бант — ... .
Образец: Книжка — книжки.
Ложка — ..., мышка —• ..., кружка — ..., крышка — ..., подушка — ..., яблоко — ..., девочка — ..., мальчик — ... . - Образец: Дом — дома.
Лес — ..., глаз — ..., дом — ..., окно — ... .
Образец: Утенок — утята.
Утенок — ..., лисенок — ..., гусенок — ..., котенок — ..., медвежонок — ..., лосенок — ..., цыпленок — ... .
Образец: Стул — стулья.
Лист — ..., стул — ..., платье — ..., дерево — ... .
3. Изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали один предмет. (Использовать слова предыдущего задания.)
Образец: Сливы — слива.





Название: «Ласковые имена»
Источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Цель. Практически познакомить детей с образованием слов при помощи суффиксов.
Ход игры: Логопед усаживает за стол детей и объявляет им, что сейчас они будут играть в «ласковые имена», но для этого нужно всем познакомиться. Он указывает на ребенка и спрашивает его: «Как тебя зовут?» Ребенок отвечает: «Алла». «А как зовут тебя дома мама, папа, бабушка?» — «Аллочка». И т. д. Так все дети называют свои имена.
Затем логопед предлагает всем детям выйти из-за стола и образовать кружок. Дети образуют круг, и логопед предлагает им водить хоровод, сам встает с ними в круг и произносит стихи.
Логопед Дети
Хоровод водили, ласковыми были. Выйди, Леночка, в кружок!
В кружок вызывали, Возьми, Леночка, флажок. имя называли.
Дети поочередно выходят в кружок и передают друг другу флажок.
Задания.
I. Дать ласковые имена и названия, например: Таня — Танечка. Мама — мамочка.
а) Аня, Соня, Вася, Валя, Саша, Даша, Ира, Люда, Сережа, Коля, Костя, Миша, Ваня, Лена, Леня.
б) Мама, папа, дочь, сын, сестра, брат.
Задание 1. Запомнить названия частей тела. Повторить их, называя на себе и на кукле (в сравнении), например: голова — головка.
Лоб, нос, живот, нога, рука, спина, щеки, губы, ноги, глаза.
Задание 2. Назвать предметы большие и маленькие по образцу.
Образец: а) стол — столик.
Шар — ..., дом — ..., бант — ..., стол — ..., брат — ... .
б)Стул — стульчик.
Диван — ..., шкаф — ..., палец — ..., заяц — ... .
в)Чашка — чашечка; шапка — шапочка.
Кружка — ..., ложка — ..., рубашка — ..., сумка —... юбка ..., кофта — ..., шапка — ..., ботинки — .... носки — ... .


Название: «Найди свою картинку»
Источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Цель. Научить детей различать существительные мужского и женского рода.
Оборудование. У детей по две картинки, обозначающие предметы мужского и женского рода. 
Ход игры: Задание 1. Запомнить свои картинки. Логопед собирает картинки и перемешивает их. Задание 2. Отобрать и назвать свои картинки. Образец ответа: Мой зайка. Моя кукла.
Название: «Помоги Незнайке»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Цели. Учить ребенка добавлять в предложение пропущенный предлог.
Содержание. Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает {на и под) и когда каждое из них появляется в предложении; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:
Пчела села... цветок. Папа лежит... диване.... грядке поспели помидоры. Мама убирает комнату.... подоконнике стоят красивые цветы. Дети играли... поляне.... окном растёт куст сирени. Ласточки свили гнездо... крышей. Мама хранила стиральный порошок... мойкой. Пластмассовый таз стоял... ванной. Алёша увидел... креслом большого паука. Катя держит букет. И т.п.
Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес.

Название: «Кто больше знает?»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Цели. Продолжать учить ребенка составлять 4-словное предложение без наглядной опоры с включением существительного в творительном падеже единственного числа; закрепить умение контролировать количество слов в предложении по схеме. 
Содержание. Взрослый объясняет малышу, что сейчас нужно будет составлять предложения по схеме. Затем четко, внятно задает вопросы:
—Чем Вова ест котлеты?
— Чем Таня ест бульон?
— Чем мама наливает суп?
— Чем Коля ловит рыбу?
— Чем папа пилит дрова?
— Чем мама вытирает пыль?
— Чем дровосек рубит дрова?
— Чем бабушка гладит бельё?
— Чем Люда подметает пол?
— Чем Маша рисует картину?
— Чем папа ввинчивает шуруп?
— Чем папа вынимает гвоздь?
— Чем папа строгает доску?
— Чем Лена причесывает волосы?
— Чем медсестра забинтовывает рану?
— Чем дедушка режет колбасу?
— Чем маляр красит стену?
— Чем художник рисует картину?
— Чем Катя клеит бумагу?
— Чем Женя пишет письмо?
— Чем мама мажет руки?
— Чем Нина открывает банку?
— Чем Люся моет руки?
— Чем Петя чистит зубы?
— Чем Гена копает грядку?
— Чем мама покрывает ногти?
— Чем Ваня моет голову?
— Чем Галя ест макароны?
— Чем Нина ест суп?
— Чем Миша наливает щи?
— Чем Саша чистит брюки?
— Чем Коля копает яму?
— Чем Ваня ловит рыбу?
Большое количество вопросов в этом упражнении необходимо, так как ошибки при употреблении творительного падежа существительных встречаются у детей часто и они стойкие. Значение всех выделенных, а также других малознакомых или непонятных ребенку слов подробно объясняется.

Название: «Найди словечко»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Цели. Учить ребенка выделять в тексте предлог НА.
Содержание. Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог на. Задача ребенка — выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово на», то есть произнести его утрированно.
На полянке возле речки загорали огуречки. 
Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну а я — на табуретке у окна.
Посидели, посмотрели, покачались, полетели:
Воробей на крышу с ветки,
А я на пол с табуретки.
Белые снежинки на веточках висели,
Белые снежинки от ветра полетели:
На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,
На высокие дома...
 Значит, к нам пришла зима!



Название: «Скажи ласково»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Цели. Учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно). Взрослый предлагает ребенку поиграть. Он рассказывает (см. рис.):
Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика — ?
Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных:
куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т.д.
В случае ошибочного образования ребенком уменьшительной формы существительного (например: туфлички, пальтичко, кресличко и пр.) взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант: туфлички или туфельки? И только если ребенок не может сделать выбор, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит ребенка несколько раз её повторить.


Название: ««Экскурсия»
Источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Цель. Правильное употребление формы винительного падежа существительных.
Оборудование. Картинки, изображающие овощи, фрукты, растения поля, леса, луга.
Логопед объявляет детям, что они сегодня будут играть. Игра называется «Экскурсия». Что такое экскурсия, детям объясняют, и еще логопед говорит, что это будет необычная экскурсия, ненастоящая. Они должны будут себе представить, что находится, например, в саду, и ответить на вопрос: что они увидели в саду? Отвечать на вопросы можно и с помощью картинок, и без них. Картинки логопед раскладывает перед каждым ребенком. Ребенок должен найти картинку, показать ее и назвать (например, яблоко, сливу, грушу), а затем положить картинку изображением вниз и ответить без нее. Так можно побывать на огороде, в лесу, в магазине игрушек и т. д.


Название: «Кто это?»
Источник: Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
Цель. Усвоение детьми словаря по теме «Домашние животные». Закрепление формы родительного падежа имен существительных. Воспитание зрительного и слухового внимания.
Оборудование. Картинки, изображающие домашних животных.
Ход занятия.
1. Логопед рассказывает детям о домашних животных, демонстрируя по ходу рассказа картинки.
Логопед. Пришли животные к человеку и сказали: «Возьми нас, человек, к себе». «А что вы умеете делать?» — спросил человек. «Я умею ловить мышек», — сказала кошка. «Я буду сторожить твой дом», — сказала собака. «Я буду тебе давать молоко», — промычала корова. «Я буду давать тебе щетинку», — сказала свинья. «Я буду возить тяжелые вещи», — сказала лошадь. Человек согласился, и животные стали жить возле него. А чтобы им было тепло и удобно, человек построил для них жилье (сарай). С тех пор эти животные стали называться домашними.
2. Работа с картинками. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и назвать их.
Образец: Это корова.

Название: «Кто больше знает?»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Оборудование: картина с изображением овощей.
Цели. Пополнить, уточнить и активизировать словарь ребенка по теме «Овощи».
Содержание. Взрослый просит малыша рассмотреть картинку и ответить на вопросы (ответ дается полным предложением или словосочетанием, а не одним словом):
- Как назвать одним словом эти растения?
- Где растут овощи?
- Что из овощей горькое? сладкое? пресное? твёрдое? мягкое? сочное? большое? маленькое? красное? зеленое? жёлтое? хрустящее? гладкое? тяжёлое? лёгкое? — Что едят сырым? едят варёным? едят жареным? — Что круглое? вытянутое? треугольное?
- Какие овощи выдёргивают из земли? срывают? срезают? выкапывают? — Что маринуют? солят? квасят? консервируют? (Незнакомые понятия подробно объясняются ребёнку взрослым).— Что растет в земле? на земле?
После уточнения свойств и качеств каждого овоща взрослый раскладывает перед ребенком цветные карандаши и просит раскрасить сначала красные овощи, затем зеленые и т.д.

Название: «Наоборот»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Цели. Учить ребенка подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.
Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот (см. рис.). Мама его просит подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама «повернись ко мне» — он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой Мальчик-Наоборот, если бы его попросили: встать? показать ладони? открыть рот? опустить руки? поймать мяч? согнуть руки? положить ручку? отодвинуть стул? и т. п.
Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия наоборот» к предложенным действиям:
подбежать, взлететь, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, ссориться, кричать, трудиться, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.

Название: «Расскажи, какой?»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Цели. Продолжать учить ребенка подбирать несколько различных определений к объекту, изображенному на картинке, уточнять и активизировать словарь прилагательных. 
Содержание. Взрослый с малышом рассматривают объекты, изображенные на картинках (см. рис.), уточняют вопросы к прилагательным и подбирают как можно больше слов-признаков к каждому объекту. Все малознакомые или непонятные ребенку слова анализируются по смыслу, а затем проговариваются несколько раз. Примечание. Те предметы, цвет которых указан в упражнении, ребенок закрашивает сам под наблюдением взрослого.
— Какой холодильник: по цвету? по форме? по величине? На ощупь? по весу? по материалу? и т.п. (Ответы: белый, большой, прямоугольный, тяжёлый, металлический, гладкий, блестящий, новый, дорогой)
— А какой пылесос? (Подобрать самостоятельно по тем же вопросам 5—6 определений.)
— Какой мячик по цвету? по форме? по величине? по материалу? по весу? на ощупь? и т.п. (Ответы: большой, разноцветный, круглый, гладкий, резиновый, мягкий, новый, упругий)
— Какая машина? (Большая, грузовая, зелёная, металлическая, тяжёлая, быстрая, мощная, вместительная, гладкая, блестящая, прямоугольная)
— Какой барабан? (Круглый, жёлтый, звонкий, громкий, гладкий, большой, деревянный, пустой, лёгкий, красивый, новый)
— Какие сапоги? (Красные, большие, кожаные, тёплые, удобные, красивые, новые, блестящие, высокие, прямоугольные, нарядные, мягкие, гладкие...)
— Какой лук? (Жёлтый, круглый, горький, твёрдый, маленький, полезный, едкий, тяжёлый, репчатый, гладкий, пахучий...)
— Какой стол? (Коричневый, прямоугольный, большой, деревянный, письменный, тяжёлый, удобный, двух тумбовый, гладкий, блестящий...)
— Какая роза? (Красная, нежная, круглая, ароматная, пахучая, колючая, красивая...)
— Какая шишка? (Еловая, колючая, большая, шершавая, овальная, лёгкая, пахучая...)
— Какое яблоко? (Жёлтое, круглое, ароматное, красивое, тяжёлое, твёрдое, пахучее, спелое, сладкое, зрелое, большое...)
— Какая груша? (Зелёная, твёрдая, неспелая, полезная, тяжёлая, ароматная, гладкая, вытянутая...)
— Какие эти плоды: по цвету? по форме? по величине? по вкусу? по весу? на ощупь? по запаху? и т. п.
— Какая ваза? (Большая, старинная, глиняная, разноцветная, тяжёлая, гладкая, пустая, высокая, узкая...)
— Какая собака? (Белая, большая, пушистая, сторожевая, красивая, ласковая с хозяином, грозная к чужим, домашняя, ловкая, быстрая...)
— Какой петух? (Красивый, голосистый, драчливый, разноцветный, задиристый, гордый, важный...)
— Какая бочка? (Коричневая, деревянная, овальная, прочная, лёгкая, шершавая, старая, пивная...)

Название: «На кухне»
Источник: Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
Цели. Продолжать учить ребенка составлять предложения с предлогом В; уточнить и активизировать его словарь по теме «Посуда».
Содержание. Взрослый просит ребенка вспомнить названия предметов посуды и сказать полным предложением:
— В какую посуду кладут хлеб? горчицу? перец? салат? конфеты? соль? молоко? селёдку? масло? варенье? и т.п.
Если ребенок затрудняется перечислить предметы посуды, следует показать их малышу, назвать несколько раз, а при необходимости ещё и спросить:
— Что кладут в салатницу, перечницу, сухарницу, селёдочницу, розетки, маслёнку,, блинницу и т.п.?
— Что наливают в супницу, кофейник, соусник, молочник и т.п.?
После уточнения названий предметов посуды, при дальнейшем выполнении упражнения, акцент перемещается на предлог в.



Категория: Мои статьи | Добавил: logohelp (23.02.2009)
Просмотров: 6984
Всего комментариев: 0